«Оскар» требует от кинокартин расового разнообразия среди актёров и наличия представителей ЛГБТ, это чуждые ценности для России, считает Михалков. Правила вступят в силу через два года и касаются только номинации «Лучший фильм».

К рассмотрению для номинации на кинопремию «Оскар» принимаются картины, в которых определённая доля актёров публично сообщили о принадлежности к ЛГБТ-сообществу, необходимо и расовое разнообразие, эти ценности противоречат российским, считает режиссёр Никита Михалков.
Продолжительность отказа Российского оскаровского комитета выдвигать фильмы на премию зависит от срока действия таких правил, указал режиссёр.
«Считаю, что «Оскар» умер, и мы пытаемся сейчас создать Евразийскую киноакадемию с евразийской премией — дорогой, мощной премией, очень сильно стимулирующей», — рассказал Михалков.
Он уточнил, что к рассмотрению в номинации будут приниматься только те фильмы, которые «будут совпадать с теми нравственными принципами», устраивающими все страны, входящих в академию.
Речь идёт о правилах, которые американская киноакадемия ввела более двух лет назад — в сентябре 2020 года. Для номинации в категории «Лучший фильм» картина должна соответствовать двум из четырёх критериев:
- один из главных героев или героев второго плана должен быть темнокожим, азиатом, латиноамериканцем, жителем Ближнего Востока или представителем иной этнической группы;
- не менее 30% актёрского состава фильма должно быть представлено женщинами, этническими представителями, членами ЛГБТ-сообщества или людьми с ограниченными возможностями;
- основная тема картины должна касаться расовых, гендерных проблем или проблем людей с ограниченными возможностями;
- в качестве стажёров, дистрибьютеров, руководителей рекламной кампании должны быть несколько представителей иных этнических групп, женщин, членов ЛГБТ-сообщества.
Для номинации фильма на главный «Оскар» в 2022 и 2023 году соблюдение этих стандартов не является обязательным условием. Правила будут касаться лишь «Лучшего фильма» и не коснутся других номинаций. Исключение действует, если картины из категорий «Лучший иностранный фильм», «Лучший документальный фильм» и «Лучший анимационный фильм» также претендуют на номинацию «Лучший фильм».
Киноленты от России в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» ежегодно выдвигались на «Оскар» с 1968 года, за это время пропуск был один раз — в 1993 году.
Премию получили «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), советско-японская картина на русском языке «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975). «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980) и «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (1994). Ещё 12 раз фильмы от СССР и позднее от России входили в список номинантов на премию.