Директор Pentiment Джош Сойер (Josh Sawyer) утверждает, что никогда в жизни не занялся бы разработкой этого проекта, если бы не подписка Game Pass. С первых минут игры очевидно, что он не лукавит, — это очень нишевая и уникальная игра, которая не продалась бы большим тиражом по многим причинам. И история необычная, и геймплей специфический, и читать нужно много, и визуальный стиль нестандартный… Но те, кто именно по этим причинам влюбится в Pentiment, получат огромное удовольствие и наверняка не раз захотят к ней вернуться.
Мы переносимся в 1518 год и управляем Андреасом, художником, прибывшим в городок Тассинг. Ему предстоит работать в скриптории (проще говоря, в мастерской) в аббатстве Кейрсау. Главный герой знакомится с местными жителями и настоятелями монастыря, и в какой-то момент случается трагедия — кто-то убивает барона Лоренца прямо в стенах аббатства. Мало того, на месте преступления находят Пьеро, наставника и близкого друга Андреаса. Старичку вряд ли хватило бы сил зарезать столь крепкого человека, но других подозреваемых у выносящего решение архидиакона нет.
Андреас решает переквалифицироваться из художника в детектива и лично занимается расследованием. Осложняется ситуация тем, что до убийства он слышал о Лоренце только хорошее: за счёт его пожертвований аббатство продолжило существование, да и в беседе с Андреасом он был вежлив и учтив. Но как только протагонист начинает общаться с другими подозреваемыми, всплывает масса неприятных подробностей. Рано или поздно предстоит решить, кто виноват, но на этом история не закончится — за три акта игроку рассказывают о событиях, происходивших на протяжении 25 лет.
Pentiment не совсем корректно называть детективом — хотя здесь действительно занимаешься расследованием, цель у разработчиков была куда более масштабной. Они хотели рассказать об эпохе, о которой в играх практически не вспоминают. Поэтому история охватывает такой большой промежуток времени, поэтому в каждом акте состав персонажей частично меняется (кто-то стареет, кто-то взрослеет, кто-то умирает), и поэтому всё оформлено в виде средневековой рукописи. Если вы ожидали чего-то вроде Ace Attorney, то вы не по адресу — расследования вплетены в повествование, но не становятся центральной темой.
В любой момент здесь могут вспомнить труды Аристотеля или «Энеиду» Вергилия, поведать о Перхте (немецкой версии Бабы-яги) или рассказать историю из Евангелия о том, как Иисус накормил тысячи людей несколькими булками хлеба и парой рыб. Сюжет, построенный вокруг аббатства, не мог обойтись без упоминания Мартина Лютера, который в своих 95 тезисах критиковал католическую церковь и объяснял необходимость реформ.
Всё это так мастерски подаётся, что даже игроки, не интересующиеся историей, получат удовольствие и почерпнут немало нового. Самое гениальное — возможность после прочтения очередной реплики нажать на кнопку и увидеть пояснения, которые разработчики добавили для потенциально непонятных слов. Что такое «третий час»? Кто такой Тиль Уленшпигель? Обращаться к поисковику не нужно — вы быстро прочитаете всё прямо в игре. Персонажей это тоже касается — когда герой упоминает горожанина, вы можете взглянуть на его портрет, если десятки имён запомнить не удалось.
Общаться предстоит очень много. Если другая недавняя игра Obsidian, Grounded, была исключительно про геймплей, то Pentiment больше похожа на визуальные новеллы. Изредка встречаются мини-игры, качество которых оставляет желать лучшего, но в основном вы прогуливаетесь по улочкам, посещаете здания и взаимодействуете с персонажами. Здешний английский трудным не назовёшь (даже ругательств особенных нет) — в Disco Elysium язык был в разы заковыристее. В случае чего можно дождаться локализации — разработчики планируют добавить её после релиза.
Хоть это и не классическая RPG, коими славится Obsidian, слепить собственного персонажа всё же можно — по ходу игры мы составляем его биографию. От того, где он находился до прибытия в Тассинг, зависит способность героя понимать разные языки и упоминать культурные отсылки. Если он разбирается в законодательстве, он может давать советы или высказывать своё мнение по поводу споров вокруг жилья и не только. Сделаете героя пройдохой — и он сможет хамить собеседникам или угрожать им кулаками. Гедонист, ремесленник, оратор, оккультист, книжный червь — вариантов достаточно.
Выбор характеристик влияет на то, какие реплики помимо стандартных будут появляться во время диалогов. Однако если в какой-нибудь Fallout такие фразы обычно выбираешь без раздумий, поскольку они упрощают прохождение или позволяют получить бонусы, то здесь это так не работает. В Pentiment желательно понимать, насколько уместны те или иные высказывания. Если будете умничать, когда собеседнику вряд ли интересно это слушать, можете получить грубый ответ. Если красиво ответите на философский вопрос, то наверняка удастся поддержать разговор.
Эта особенность делает мир игры живым — вы не просто выбираете самые удачные ответы, а сочиняете собственную историю. Ну нравится вашему персонажу показывать всем свои познания в праве, что поделать? От многих решений зависит то, как персонажи будут к вам относиться и удастся ли в самый ответственный момент получить их поддержку. Причём игра не предупреждает о том, насколько важны те или иные ответы. Очевидно, что от выбора подозреваемого зависит многое, но даже незначительные на первый взгляд реплики могут потом повысить шансы на успех.
Одна из самых интересных особенностей здешних диалогов — меняющиеся шрифты. В настройках можно сделать их одинаковыми, чтобы реплики было проще читать, но это частично лишает игру шарма. Шрифт зависит от того, как Андреас относится к человеку, с которым разговаривает. У горожан почерк не самый аккуратный, у знати буквы красивые и чёткие, служители монастыря «говорят» готическим шрифтом. А если мнение протагониста о человеке меняется посреди диалога, то меняется и шрифт. Поскольку действие игры происходит на страницах книги, авторы часто совершают в репликах опечатки, которые тут же стираются и исправляются, — приём со временем приедается, но придаёт игре очарования.
При всех достоинствах повествования, некоторые детали смазывают впечатление. Как бы ни были интересны история и развитие мира игры, сюжет кажется затянутым — это касается и третьего акта, который легко можно было бы сократить, и вступления. Пройдут час или даже два до того, как барона убьют, и долгое знакомство с действующими лицами может наскучить.
Геймплейно новинка тоже не блещет. На протяжении всей игры предстоит бегать туда-сюда, пользуясь картой, которая не всегда корректно показывает дорогу. Со временем путь к тому или иному зданию запоминаешь, вот только бегать всё равно утомляет. Да, по пути можно с кем-нибудь поболтать или даже найти улики, но игра не сообщает, кто готов с вами долго общаться, а кто просто поздоровается и продолжит заниматься своими делами. Или какая дверь будет закрыта, а какая — нет.
В целом Pentiment оставляет положительные впечатления, в частности благодаря уникальной графике. Авторы вдохновлялись лицевыми рукописями, которые были популярны до появления традиционного книгопечатания. Происходящее напоминает ожившие миниатюры, нарисованные в едином стиле. Никакого сатирического подтекста, как в Rock of Ages, — разработчики с уважением относились к источникам вдохновения.
С музыкой всё наоборот — саундтрек получился скудным. Композиций очень мало. Они звучат отлично и здорово дополняют атмосферу, но куда чаще слышишь только скрип пишущего пера, который за два десятка часов прохождения надоедает.
Аналогов у Pentiment нет, и если кто-то в неё влюбится, то влюбится по уши. Хотя прежде всего её стоит опробовать любителям истории, поклонники сюжетных игр с тоннами диалогов тоже останутся довольны. Не всем она придётся по душе — нудное начало и не самый захватывающий геймплей могут отбить интерес. Однако если вы погрузитесь в этот мир, полюбите персонажей и захотите пережить с ними четверть века, то приключение будет незабываемым.
Плюсы: роскошный визуальный стиль в духе лицевых рукописей; необычный сеттинг, позволивший авторам насытить историю многочисленными отсылками и фактами; возможность создавать предысторию персонажа влияет на варианты в диалогах; меняющийся мир, жители которого помнят о ваших действиях даже спустя много лет; удачные дизайнерские идеи вроде удобного глоссария и разных шрифтов.
Минусы: тягучее начало и затянутый третий акт; беготня от одной локации к другой утомляет, а кроме неё и диалогов игра мало что может предложить геймплейно; скудный саундтрек.
ePN © 2023 Все права защищены.