20 ноября Mass Effect исполнилось 15 лет, и неофициальная учетная запись Mass Effect News в Твиттере отпраздновала это событие, собрав вместе некоторые из прототипов — иллюстрации, видео и документы. Хотя в этом нет ничего нового (отсканированный документ 2003 года бродит по Интернету уже более десяти лет), все же интересно оглянуться назад.
Во-первых, когда Кейси Хадсон представил эту идею 15 сентября 2003 года, игра должна была называться не Mass Effect, а «SFX». Позже появились другие предложенные названия, некоторые из которых дошли до разработки логотипов, например The Epsilon Effect, Biowar, Element Zero, Element, The Oculon, The Optigon, Unearthed, Nebula: Guardians of the Citadel, Star Citadel и The Citadel.
Одной из основных особенностей SFX должна была быть многопользовательская торговля, при этом вся онлайн-экономика стала возможной благодаря Xbox Live, в которой «вы можете встречаться с друзьями онлайн в специальных местах игры, чтобы общаться и обмениваться ценными предметами в виртуальной среде». Это позволит игрокам «создавать мощные предметы, недоступные без онлайн-торговли» и зарабатывать деньги с помощью «динамичной внутриигровой экономики». Это немного похоже на EVE Online или, может быть, на современную игру с живым сервисом, особенно когда речь идет о дополнениях, которые стали возможными благодаря регулярным обновлениям, таким как «новые локации, специальные предметы, новые квесты и онлайн-новости о лучших игроках».
Многое из того, что описывается в презентации, совпадает с тем, что мы в итоге получили, от основ сеттинга до идеи игрового процесса, основанного на том, что BioWare ранее сделала со Star Wars: Knights of the Old Republic, только сделав «более доступным для основная аудитория». Такие особенности, как наличие «небольшой группы из 2 или 3 человек, выбранных из большей группы» и исследование галактики через «прыжковые врата», которые облегчают дальние путешествия, в то время как местные путешествия возможны с бортовым сверхсветовым двигателем вашего корабля, были с самого начала — с небольшими отличиями, некоторые из которых в конечном итоге будут реализованы в Mass Effect 2. Ваш звездолет может быть улучшен, а также была возможность переключаться на других членов группы в бою.
Ранний план сюжета от 8 января 2004 года также содержит много основ действия. Тем не менее, он описывает Землю как стартовую локацию игры, после которой вашей домашней базой будет космическая станция под названием «Звездный городок», а не Цитадель, и с которой вы сможете «установить новые прыжковые станции и расширить галактические границы». При поиске в галактике артефактов, принадлежащих исчезнувшей расе создателей, оставившей технологии позади, вы узнаете, что «люди были созданы как класс рабов расы создателей тысячелетия назад».
Тема также объединяет первый прототип SFX, показывающий, что стрельба по людям за ящиками на складах была частью Mass Effect с самого начала. Он также включает в себя видео, в котором собраны трейлеры геймплея из гораздо более поздней разработки, включающей в себя некоторые вещи, в конечном итоге вырезанные из первой игры, такие как разрушаемое окружение, прямой контроль над членами отряда в бою и задание по добыче полезных ископаемых в мире под названием Калестон, который будет объединен со спасательной миссией Лиары на Теруме — вместе со сценой, где Шепард прерывает Гарруса действием отступника в середине диалога.