Ленинградская область часто ассоциируется с роскошным Гатчинским дворцом или мощным выборгским замком. Но есть в регионе удивительные места, которые пока не захвачены массовым туризмом. Если вы любите все редкое и необычное, предлагаем побывать в арт-усадьбе, прогуляться по саду органического земледелия и заглянуть в прошлое в музее в колокольне.
Город Новая Ладога, несмотря на название, не такой уж и новый — он был основан в 1704 году по приказу Петра I, решившего строить в устье реки Волхов судоверфь. Ее заложили на мысу, где стоял Николо-Медведский мужской монастырь XVI века. Сам монастырь упразднили, а братию перевели в другое место.
На верфи были построены первые линейные корабли Балтийского флота — «Рига и Выборг». Но прослужила она не так долго — меньше 40 лет, и следов ее в городе не осталось. Потом на этом месте была петровская военная крепость, остатки ее сохранились. А самое главное, еще от монастыря остались два храма — действующий Рождества Пресвятой Богородицы и закрытый Никольский.
В колокольне первого и нашел пристанище необычный частный музей истории города. «Музей в колокольне» в 2016 году открыли Евгения Алексахина и Татьяна Чурова. Они сами и ведут экскурсии. Рассказывают, например, об Александре Суворове — он несколько лет прожил в городе, командуя Суздальским пехотным полком. В коллекции музея подлинное облачение священников, множество старообрядческих крестов — нательных, киотных: в далеком от столицы Новоладожском уезде староверы скрывались от преследований власти и официальной церкви.
Кульминация экскурсии — подъем на смотровую площадку на высоту 21 метр. Под самой крышей еще два экспоната — старинный механизм башенных часов. Когда-то на колокольне были часы, обращенные к городу. Создательницы музея не оставляют надежду их починить: третий год над этим работают два реставратора. А еще здесь можно увидеть надписи на стене, сделанные подростками-звонарями в начале XX века. Не все из них получилось бы процитировать в этой статье!
В XIX веке город процветал, занимаясь торговлей. Все снабжение Петербурга шло через него. Однако когда в 1904 году проложили железную дорогу до станции Званка, благополучие закончилось. Новая Ладога осталась в стороне. Следующим толчком для ее развития уже в СССР стало создание в 1930 году рыболовецкого колхоза им. Калинина. 1990-е он не пережил, но рыбу здесь ловить продолжают. С этим промыслом связано еще одно место, которое обязательно надо увидеть, — «Рыбацкая деревня».
Изначально деревня возникла благодаря проекту «Город рыбаков», который придумали все те же Евгения Алексахина и Татьяна Чурова и поддержали правительство Ленинградской области и благотворительный Фонд Тимченко. Здесь, на берегу канала, соединяющего реку Волхов и Ладожское озеро, дети узнавали о рыболовецком промысле, учились чинить сети и угощались ухой. Теперь сюда возят туристов. Можно взять в аренду сап и пройти по искусственной протоке Волхова (на озере волны бывают слишком сильны), поучаствовать в мастер-классах, купить свежей и копченой рыбы — и, конечно, тоже отведать ухи.
Нефигуративным искусством скульптора Виктора Грачева увлек Геннадий Зубков — последователь Казимира Малевича. И последние десять лет он делает скульптуры причудливых форм, постепенно увеличивая их размеры. После пандемии Виктор начал больше выставляться в России. Установил две скульптуры — одну в Волосово, другую в Выборге. В «Эрмитаже-Выборг» прошла его персональная выставка. А в «Арт-усадьбе Кайкино 10» у него постоянная экспозиция под открытым небом — причем на участке стоят и скульптуры, и формы, в которых он их изготавливает, — не перепутайте, они тоже выглядят весьма любопытно!
Прямо сейчас там можно увидеть формы от скульптуры «Иное» (и саму ее тоже). Скульптор расскажет о том, как создавалась работа: из пенопласта вырезается модель, штукатурится, с нее снимается форма, и делаются оттиски. Потом их соединяют и заливают внутрь полиэфирную смолу с помощью компрессора. Такая смола обычно используется в производстве яхт, но и тут ее свойства оказались кстати.
Вообще Грачев работает с разными материалами — камнем, деревом, бумагой, стеклом, металлом. Для гостей усадьбы он может провести мастер-классы по работе с деревом, с мозаикой, по текстильной набойке. Для этого используется помещение галереи, где также устраиваются временные выставки. «Арт-усадьба», как и «Музей в колокольне», входит в Ассоциацию частных музеев Ленинградской области и живет насыщенной жизнью. В том числе, это база некоммерческой организации «Творческие проекты Кайкино», которая помогает развивать малые территории через творчество, предпринимательство, культуру и работу с сообществом.
Ивангород находится на самой границе с Эстонией (до Нарвы всего 2 километра) и считается пограничной зоной, поэтому для въезда потребуется пропуск. Запрашивать его нужно за две недели через «Госуслуги». Но если покупать тур из Санкт-Петербурга в Ивангородскую крепость в турагентстве, ждать не придется: все формальности берет на себя организатор.
Заложили крепость на правом берегу реки Нарвы (тогда Наровы) в 1492 году по приказу великого князя Московского, государя Всея Руси Ивана III. Она стала мощным оборонительным укреплением на северо-западе страны. Возводили крепость лучшие итальянские зодчие. Напротив нее на другом берегу реки стоит Нарвский замок. Вместе они составляют уникальный крепостной ансамбль — таких в Северной Европе больше нет.
Зайдя в Ивангородскую крепость, посетители попадают в Большой Боярший город. Два храма, которые сразу бросаются в глаза, — Успенская (действующая) и Никольская церкви. Подняться на крепостные стены для прогулки можно в районе Провиантской башни. Из окошек открывается вид на реку и на эстонскую Нарву. Ну а Нарвский замок идеально виден с Колодезной башни.
Это уже другая часть крепости — Замковая, самая древняя. Посреди нее стоит реконструированный Малый пороховой амбар с музеем, посвященным истории крепости. Экспозиция очень интересная — и особенно любопытно искать и находить, какие иллюстрации со стендов послужили эскизами для размещенных здесь же витражей. Их сделали участники мастерской «Верес», ученики и выпускники Лесобиржской школы-интерната. Руководит мастерской художник Виктор Федосеев.
За пределами крепости их работы тоже есть — например, панно по мотивам картин Ивана Билибина. В местном музее находится большая коллекция работ знаменитого книжного иллюстратора. У мастерской даже был проект, который поддержал Фонд Тимченко, – сюжеты картин Билибина переносились на тарелки, плитки для панно и изразцы. Выставка работ проходила все в том же Малом пороховом амбаре. Они, к сожалению, не продаются, но можно выбрать другие сувениры и поддержать авторов – ребят с ОВЗ.
На юге с Санкт-Петербургом граничит Пениковское сельское поселение – интереснейшее место для тех, кто увлечен садоводством и земледелием. Благодаря рельефу здесь очень благоприятный климат для выращивания даже нежных культур вроде клубники или жимолости: высокий берег защищает посадки от холодных ветров.
Первые сады и огороды в этой местности появились еще в начале XVIII века благодаря строительству Ораниенбаумского дворца. Князь Александр Меншиков специально привез из Москвы лучших специалистов. Так на южном побережье залива появились две первых русских деревни – Верхняя и Нижняя Бронны. Они существуют и сейчас.
В судьбе Пениковского поселения принимал участие Петр I — привозил из-за границы саженцы и даже подумывал построить тут путевой дворец. Эти истории рассказывают на экскурсии «Петровское наследие — Ягодный берег». Также в нее входит посещение «Ивановского сада», где практикуется органическое земледелие. Там есть круглогодичная оранжерея, биовегетарий, растут розы и виноград.
Традиции садоводства в Пениках никогда не прерывались, а только усовершенствовались. В советские времена здесь существовал совхоз «Плодоягодный». Его уже нет, но сохранился Северный плодовый питомник, где продаются саженцы груш, яблонь, вишни, черешни и алычи. Местные жители любят и лелеют свои сады, был даже соцпроект «Ягодный берег», в рамках которого активисты купили саженцы и раздали в приусадебные хозяйства.
А следом за этим родилась идея делать купажи чаев — и теперь в деревне Верхняя Бронна можно поучаствовать в мастер-классе по производству «Душевного чая» и дегустации. Другие варианты отдыха в Пениках – мастер-классы в кузне, столярной мастерской, подъем на смотровую площадку на крыше Дома культуры. Оттуда видны залив, северный берег, Кронштадт и форты.
ePN © 2023 Все права защищены.