Dungeons & Dragons уже давно стала синонимом ролевых игр. Известность бренда традиционно помогала ей получать львиную долю продаж, оставляя мелких издателей и независимых авторов бороться за крохи. Все изменилось в январе, когда издатель Wizards of the Coast, дочерняя компания гиганта по производству игр и игрушек Hasbro, попыталась изменить лицензию Open Gaming License (также известную как OGL). Эта попытка обернулась грандиозным провалом, и теперь ее конкуренты пожинают плоды.
По крайней мере, один издатель настольных игр, Kobold Press сообщил, что его продажи в январе выросли в четыре раза. Goodman Games, с другой стороны, заявила, что ее продажи в этом месяце были лучшими с 2003 года. Почти все другие издатели, ответившие на наш запрос о предоставлении данных, сообщили о продажах, по крайней мере, в два раза превышающих ожидаемые, а некоторые из них распродали почти весь годовой запас менее чем за три недели.
"Я уверен, что вы уже не раз слышали эту шутку, - написал соучредитель и генеральный директор Magpie Games Марк Диас Труман. "Мы, инди-дизайнеры, потратили последние 20 лет на то, чтобы заставить фанатов D&D попробовать что-то другое, а Wizards of the Coast сделала это за месяц!".
OGL существует уже более двух десятилетий. Она обеспечивает правовую основу, благодаря которой люди могли создавать свои собственные настольные ролевые игры наряду с D&D. Но предложенные изменения в OGL мгновенно создали враждебные отношения между Wizards и сообществом. Ответная реакция фанатов вызвала резонанс в международной прессе, а организованный бойкот в конце концов убедил гиганта по производству игрушек и игр отступить.
За те несколько недель покупатели потратили необычайно много денег, инвестируя в конкурентов. Paizo, издатель популярных игр Pathfinder и Starfinder, сообщила, что она продала "8-месячный запас" основных правил Pathfinder. Компания Chaosium, издатель игры Call of Cthulhu, также сообщила, что ее запасы исчерпаны на несколько месяцев вперед, и она уже получила несколько новых партий книг от своих партнеров-производителей.
Цифровые форматы, которые D&D долгое время не хотела предлагать, также набирают популярность.
"Мы наблюдаем большой всплеск цифровых продаж всех наших игр и получаем огромный интерес к каждой из наших игровых систем", - пишет креативный директор Hunters Entertainment Ноксвайлер Берф, отмечая при этом отмеченные наградами Alice Is Missing и Ragnarok.
Компании Green Ronin (Blue Rose, The Expanse Roleplaying Game) и Free League Publishing (Mörk Borg, The One Ring, Blade Runner: The Roleplaying Game) сообщили, что их продажи в январе выросли более чем в два раза. Evil Hat Productions (Blades in the Dark, FATE) также заявила, что продажи "почти удвоились по сравнению с предыдущим месяцем".
"Если углубиться в сам январь, - сказал соучредитель компании Фред Хикс, - то можно увидеть, в какой именно день [Wizards] обделалась (мой день рождения, спасибо, ребята!) и как с тех пор повышался каждый день".
Некоторые независимые разработчики также используют внезапный скачок в динамике для заключения лицензионных соглашений и проведения рекламных акций с учетом интересов создателей, пытаясь привлечь не только новых покупателей, но и новых разработчиков игр.
"У нас действительно был большой всплеск [продаж] по всем направлениям", - сказал Крис Бирч, соучредитель Modiphius (ТТРПГ Fallout и Dune). "В то же время мы запустили нашу собственную программу контента для сообщества World Builders, поддерживающую создателей "стать нашими будущими конкурентами" через курируемую, поддерживаемую программу, предлагающую бесплатный маркетинг, семинары, бесплатные арт-пакеты и многое другое через [DriveThruRPG]. Эта программа получила огромный отклик, и многие авторы, ранее работавшие над инди-проектами 5-й редакции, перешли к нам".