Вместо 1876 года на дворе — условно наше время (прибавьте еще пару-тройку лет на свой вкус). Ленин сбежал в Аргентину, революции не случилось, как и СССР, коммунизма и «красного террора». Россия осталась империей, которой руководит не очень уверенный в себе царь Николай III. В один момент происходит странное: почти в одно и то же время в двух разных местах случаются два убийства, одно из них с явными признаками суицида, и выглядят оба уж очень подозрительно. Молодой следователь Эраст Фандорин, взявшись за это странное дело, находит ниточки, связывающие убитых с величавой светской львицей Амалией Бежецкой, по которой воздыхает вся элита Санкт-Петербурга. Копая вглубь, он узнает о существовании зловещей организации «Азазель» с пока неизвестными, но явно очень коварными целями.
В 2023 году такой сериал, как «Фандорин. Азазель», выглядит как диковинный зверь, сбежавший из клетки в муниципальном зоопарке. Политический триллер с альтернативной Россией, которая напоминает подкорректированную в сторону чуть большей реалистичности (и фантастичности одновременно) идеальную картину мира из головы сторонников имперского ресентимента. При этом по роману автора, чьи книги сейчас принято прятать — ну ничего так сочетание, а? Впрочем, перекличек с реальностью у сериала не слишком много, несмотря на кажущуюся злободневность — нечто подобное можно найти в любой утопии, прикрывающей фиговым листочком приставку «анти». Да и вся эта альтернативная история — не более чем мишура, по крайней мере, такое впечатление складывается по первым сериям.
И как все это смотрится после более близкой к первоисточнику экранизации Александра Адабашьяна? Честно говоря, поначалу довольно муторно и неровно: действие разворачивается слишком неспешно. И это, в целом, почти плюс (лучше, чем, как в пилоте «Этерны», когда «лор» буквально вываливали на ошалевшего зрителя в первые пять минут), но плохо тем, что фантасмагоричный мир «Азазели» временами выглядит как картинки с выставки и отчаянно нуждается в каком-то действии. «Помогает» в этом деле и новый, специфический взгляд на Фандорина. После Ильи Носкова, Егора Бероева и Олега Меньшикова, которые отыгрывали довольно разных, но неизбежно «мужественных» персонажей, новый, еще молодой Эраст в исполнении почти дебютанта Владислава Тирона кажется слишком уж инфантильным. В том и фишка, но временами бывает, что называется, ту мач.
Впрочем, возможно в том-то и дело, что постепенно из попавшего в большую игру новичка растет проницательный интеллектуал, который добивается своего умом, а не применяя физическую силу или давя харизмой. Этим Фандорин-Тирон примечателен и за пределами первой серии уже не смотрится так странно, даже добавляя в сюжет шарма. Да и само шоу как бы «раскочегаривается»: появляются новые, очень яркие персонажи (особенно хорош картежник Зуров в исполнении Артема Быстрова), искусственность фабулы потихоньку стачивается о правдоподобие мира, да и вообще динамика повышается. В «Азазели» есть пилотный эпизод, который может отпугнуть многих зрителей, но в дальнейшем сериалу Нурбека Эгена, вполне возможно, стоит дать себя очаровать. В этой странной детективной фантазии определенно есть что-то интригующее и достаточно экстравагантное, чтобы привлечь внимание при более близком знакомстве.
ePN © 2023 Все права защищены.